«Осень близко», — такой хэштег стоило бы вывести в тренды, начиная с сегодняшнего дня. Предстоящие месяцы ознаменуют действительно значимый этап в истории новейшего телевидения, и это будет либо громкий прорыв, либо невиданный доселе провал. На экраны выйдут сразу несколько потенциальных тяжеловесов, имеющих за плечами опыт мегауспешных и прибыльных франшиз. Речь, конечно, идет о битве как минимум года, а то и пятилетия — «Дом дракона», долгожданный спин-офф навсегда изменившей отношение к сериальному продакшену «Игры престолов», схлестнется с такими же амбициозными «Кольцами власти» и «Андором».
Все эти проекты стоят на плечах гигантов, но «Игра престолов» стала таким же символом, объединившим Барака Обаму и рядового работника фермы из Оклахомы, как Coca-Cola. Это не просто чемпион по количеству статуэток «Эмми», и даже не только история на все времена — это уже бренд и знак качества. Такая популярность, в свою очередь, поспособствовала значительному увеличению бюджетов на ТВ, иному подходу к технической реализации проектов, киношным масштабам и моде на хорошие сценарии. За время трехлетнего отсутствия «Престолов» в эфире HBO (сериал завершился вызвавшим негодование фанатов финалом в 2019 году) мы рассказали о сотнях других шоу, создатели которых признавались, что без саги о кровавой борьбе за Железный трон их проектов просто не существовало бы. В их числе и замахнувшийся на роль новой «Игры престолов» «Ведьмак», и более скромная, но нуждавшаяся в приличном бюджете «Карнивал Роу», и даже не знающие границ вселенные Marvel.
В это сложно поверить, но пока Disney строил свои прибыльные франшизы, у HBO за более чем 40-летнюю историю никогда не было даже спин-оффа какого-то хитового шоу. Боссы компании долгое время считали прорыв «Престолов» единичным и уникальным явлением, а потому делали ставки на другие флагманы вроде «Мира Дикого запада». Однако в прошлом году владельцы канала подписали сделку с автором цикла романов «Песнь Льда и Пламени» Джорджем Р.Р. Мартином, чтобы под его кураторством сделать с сагой то, что диснеевцы сотворили со «Звездными войнами» и Marvel — построить империю.
Но для громадной махины нужен мощный фундамент, на поиск которого ушло больше пяти лет. Еще до окончания «Игры престолов» сеть объявила о разработке нескольких возможных продолжений, но все они проваливались на стадии съемок пилота, потому что либо сценарий был плоским, либо не чувствовалось эпичного размаха, либо персонажи оказывались скучны. В кулуарах этот период получил название «Война пяти питчей». HBO разрабатывал истории о крушении Древней Валирии, о завоевании Вестероса Эйгоном с сестрами, о похождениях дорнийской королевы-воина Нимерии. Рождались даже странные предложения вроде съемок ансамблевого фэнтези о Семи древних богах как о супергеройской команде, но оно быстро оказалось на свалке истории.
В итоге благодаря участию Мартина в шорт-лист попали более легкая и незамысловатая повесть о Дунке и Эгге и Танец драконов — вероломная гражданская война, приведшая к упадку дома Таргариенов. С окончательным выбором последнего сложностей у будущих шоураннеров накопилось уже на старте. И мы сейчас опустим, что команде «Дома дракона» недостаточно просто скопировать удачные ходы предшественника вроде откровенных сцен, шокирующих смертей героев, подковерных игр, предательств и массовых сражений с участием величественных драконов.
Помимо всего этого авторам предстояло адаптировать довольно сложный для переноса текст романа «Пламя и кровь». Книга охватывает междоусобную войну целого поколения, повествование в ней идет от нескольких очевидцев и ведется нелинейно. Экранизировать эту хронику без изменений значило бы получить этакий «Расёмон» и отпугнуть зрителей, поэтому для шоу была выбрана более линейная структура. Но чрезмерно упрощать его тоже не стали: Джордж настаивал на том, что у зрителей есть запрос на хитросплетения, замысловатую подачу сюжета и глубинные конфликты, а тенденция ко всеобщему упрощению пошла на спад.
Во-вторых, нужно было создать сериал-компаньон книги, а не ее постраничный пересказ. «Дом дракона» — комплексная, вдохновленная реальными историческими событиями вещь. Мартин признавался, что в основу «Пламени и крови» лег период в истории Англии под названием Анархия, когда два наследника престола столкнулись в ужасной борьбе. Но «Дом дракона» — это современный рассказ о борьбе за власть, мудрых правителях и алчных льстецах, расцвете той самой династии, с которой мы познакомились по ее единственной, зато самой волевой и тщеславной представительнице — Дэйенерис. «Дом дракона» призван показать, сколько всего будущая Кхалиси потеряла и почему так страстно желала вернуть причитающееся.
В-третьих, «Дом» — еще и очень трагичная, проникновенная, интуитивно понятная зрителям семейная драма. По сути, это «Наследники» или «Корона», только с драконами. И чем могущественней каждый из Таргариенов, чем сильнее его влияние на подданных и свирепее его дракон, тем больше раскаляется обстановка при дворе. Здешние женщины во власти вынуждены соперничать с мужчинами, а потому не готовы поддержать друг друга, хотя каждая из них является достойной целого Королевства. А здешние мужчины хотя и выглядят благоразумными, на деле слабы и праздны, не могут реализовать себя в созидании, а потому ищут повода для того, к чему их готовят с младенчества, — для войны.
За перенос всего этого многообразного и богатого лора на экраны взялся Райан Кондал («Колония»), огромный фанат книжного цикла и сериала. Райан познакомился с Джорджем Мартином, когда в Санта-Фе снимался пилот его вестерна «Шестой пистолет». С тех пор мужчины время от времени обедали вместе и как два неудержимых фанбоя обсуждали всю мировую фэнтези-литературу — от Толкина до Урсулы Ле Гуин. Когда HBO искали шоураннера для «Дома дракона», кандидатура Кондала всплыла именно по наводке Мартина. «Очень сложно наследовать “Игре престолов”, она ведь как “Битлз”, а Таргариены — такой же символ, как джедаи из “Звездных войн”. Но мы постарались, и я доволен результатом», — делится впечатлениями Райан.
Помогать ему создавать первый спин-офф в линейке «Престолов» вызвался ветеран оригинального сериала Мигель Сапочник. Режиссер снял лучшие эпизоды «Игры» — «Битву бастардов», «Суровый дом», «Ветра зимы» и выиграл «Эмми» за свои заслуги. Он отлично знаком с эти миром, знает в нем каждую важную деталь, колоннады дворцов стали ему вторым домом, а каменные залы еще помнят его предыдущие работы. Но даже ему было не по себе от свалившейся ответственности и завышенных ожиданий. Впрочем, «Дом дракона», как уверяет Сапочник, помог ему расширить арсенал режиссерских приемов, а это значит, что постановка в приквеле станет еще более впечатляющей. Чего только стоят целых 17 оригинальных драконов — каждый со своим характером, дизайном и движениями.
На главные роли в «Доме дракона» кастинг прошли Пэдди Консидайн («Острые козырьки»), Ив Бест («Судьба: сага Винкс»), Рис Иванс («Новый Человек-паук»), Оливия Кук («Мотель Бейтса»), Эмма Д`Арси («Правдоискатели»), Грэм МакТавиш («Пастырь»), Мэтт Смит («Корона»), Соноя Мидзуно («Маньяк») и Стив Туссэн. Как отмечает Кондал, из-за долгого производственного периода актеры успели близко сдружиться и сформировать союзы, а атмосфера на площадке всегда была семейной и комфортной.
Если на «Игру престолов» никто изначально ставок не делал, то в случае с «Домом дракона» риски максимальны, а ожидания грандиозны. Успех этого сериала обеспечит путевку в жизнь пяти другим проектам из этой вселенной, которые сейчас находятся на разных стадиях разработки. Шоу лучше бы окупиться еще и потому, что долговая нагрузка новых владельце HBO, компании Discovery, составляет 53 млрд долларов. Очевидно, «Дом дракона» для них — не только имиджевое вложение.
К счастью, первые отзывы критиков вполне благожелательны: хотя рецензенты отмечают отсутствие изобилия шокирующих клиффхэнгеров, зато гарантируют массовые побоища, продуманные многоходовочки, сложносочиненных персонажей и даже оргии в борделях как во времена расцвета «Игры престолов». Кроме того, Variety отмечает, что насилие здесь выглядит еще более пугающим, а безумие центральной семьи — угрожающим из-за владения мощными огнедышащими рептилиями. Не будем задерживать вас ни на минуту дольше — драконы уже прибыли и готовы покорять своим обжигающим дыханием.
lostfilm